Учебные игры как вид соревновательной деятельности являются частью образовательного процесса при осуществлении обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, особенно в командных видах спорта, таких как баскетбол, волейбол, футбол и хоккей.
Учебные игры проводятся тренерами-преподавателями как среди команд обучающихся учебных групп по избранному виду спорта с разницей в возрасте в 1-2 года, так и среди команд, сформированных из обучающихся Спортивной школы и команд СШ (ДЮСШ, клубов и других организаций, занимающихся детско-юношеским культивируемым видом спорта) муниципальных образований Тюменской области, имеющих действующий медицинский допуск для занятий избранным видом спорта.
Учебные игры, организуемые и проводимые тренерско-преподавательским составом Спортивной школы, помогают обучающимся закрепить технические и тактические навыки в игровой обстановке, а также применить изученные технические приёмы и тактические действия в соревновательных условиях. Учебные игры способствуют формированию командной тактики при решении задач, возникших в конкретной игровой ситуации, а также направлены на объединение обучающихся в команде, обеспечение согласованности командных действий, формирование психологической и интеллектуальной подготовленности обучающихся к соревновательной деятельности.
К учебным играм относится и участие в неофициальных товарищеских играх (встречах), турнирах, где основной задачей является результат выступления.
Таким образом, учебные игры – это способ закрепления теоретических знаний и сформированных практических навыков в образовательном процессе, направленный на применение и совершенствование этих навыков в соревновательных условиях.
Также в учебных играх раскрываются возможности каждого обучающегося, формируется понимание между ними, обеспечивается гармоническое развитие личности, её психических качеств и свойств в соответствии с требованиями соревновательной обстановки, характерной для данного вида спорта.